среда, 15 мая 2024

Первое в своем роде лекарство от рака нацелено на механизм, вызывающий метастазы

Процесс, при котором раковые клетки мигрируют из очага первичной опухоли, образуя метастазы и развивая устойчивость к таким методам лечения, называется эпителиально-мезенхимальный переход (ЭМП). Стремясь остановить распространение рака, ученые из Свободного университета Брюсселя в Бельгии разработали терапевтическое антитело, которое специально нацелено на ЭМП. По словам авторов, пока результаты клинических испытаний выглядят многообещающе.

Предыдущие исследования показали, что если блокировать взаимодействие между нетрином-1, белком, который сверхэкспрессируется в ряде видов рака, и его рецептором UNC5B, то это приводит к гибели раковых клеток и подавлению ЭМТ. Поэтому исследователи разработали антитело против нетрина-1, которое назвали NP137, пишет New Atlas.

Чтобы оценить механизм действия NP137, его сначала испытали на мышиных моделях рака эндометрия – вида рака, при котором наблюдается значительное превышение продукции нетрина-1. После лечения мышей в течение трех-четырех недель было обнаружено, что применение NP137 приводит к снижению развития опухолей эндометрия и увеличению выживаемости, а также к уменьшению количества раковых клеток. Ученые также отметили снижение уровня генов, связанных с EMT.

Затем они перешли к клиническим испытаниям препарата на людях для изучения его эффективности, указано в исследовании, опубликованном в журнале Nature. 14 пациенток с раком эндометрия получали NP137 в качестве единственной терапии один раз в две недели. Через шесть недель наблюдалось уменьшение целевых поражений на 51,2%, а в течение последующих шести месяцев – до 54,7%. У восьми участников исследования (57,1%) рак оставался стабильным.

Важно отметить, что биопсии, взятые из опухолей участников до и после введения NP137, показали снижение EMT. Кроме того, препарат хорошо переносился и не вызывал токсичности.

«Это крупная мировая премьера; мы открыли новый препарат, который может снижать ЕМТ, уменьшать метастазирование и стимулировать реакцию на химиотерапию в доклинических моделях», – сказал Седрик Бланпен, один из авторов исследования.

Ранее UfacityNews.ru писал, что ученые из США тоже совершили прорыв в лечении рака. Обнаруженная ими молекула нацелена на белок, присутствующий в большинстве видов рака, который помогает опухолям расти и размножаться в организме. Препарат имеет кодовое название AOH1996.