воскресенье, 4 декабря 2022

Ученые открыли наночастицу, связанную с раком, болезнью Альцгеймера и COVID-19

Ученые из Медицинского центра Университета Вандербильта обнаружили высвобождающуюся из клеток наночастицу, названную «супермерой». Она содержит ферменты, белки и РНК, связанные с множеством видов рака, сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнью Альцгеймера и даже COVID-19.

Это открытие, опубликованное в журнале Nature Cell Biology, является значительным шагом вперед в понимании роли внеклеточных везикул и наночастиц в передаче важных химических «сообщений» между клетками как в отношении здоровья, так и болезни. «Мы определили ряд биомаркеров и терапевтических целей при раке и, возможно, при ряде других болезненных состояний, которые характерны для этих супермер», – сказал старший автор статьи Роберт Коффи.

Супермеры несут большую часть внеклеточной РНК, выделяемой клетками и находящейся в кровотоке. Ученые сообщили, что среди других функциональных свойств, супермеры, полученные при раке, могут «передавать» устойчивость к лекарствам опухолевым клеткам, возможно, через груз РНК, который они доставляют.

Супермеры являются важными переносчиками TGFBI, белка, который в сформировавшихся опухолях способствует ее прогрессированию. Таким образом, TGFBI может быть полезным маркером в жидкой биопсии для пациентов с колоректальным раком, отметили эксперты.

Они также несут ACE2, рецептор клеточной поверхности, который играет роль в сердечно-сосудистых заболеваниях и является мишенью вируса COVID-19. Это дает возможность предположить, что ACE2, переносимый супермерами, может служить «приманкой» для связывания вируса и предотвращения инфекции.

Другим потенциально важным грузом является APP, белок-предшественник амилоид-бета, участвующий в развитии болезни Альцгеймера. Супермеры могут пересекать гематоэнцефалический барьер, что позволяет предположить, что их анализ может улучшить раннюю диагностику или, возможно, даже целенаправленное лечение болезни, пишет MedicalXpress.

«Идентификация этого богатого набора биоактивных молекул поднимает интересные вопросы о функции супермер и повышает интерес к потенциалу этих частиц в качестве биомаркеров заболеваний», – отмечают исследователи.

Напомним, ранее UfacityNews.ru писал, как распознать постковидный синдром у детей.