вторник, 30 апреля 2024

Выявлен пусковой механизм самого распространенного в мире заболевания печени

Ученые Медицинской школы Университета Вирджинии обнаружили ключевой пусковой механизм неалкогольной жировой болезни печени – загадочного состояния, при котором жир накапливается в печени без видимой причины. Исследование опубликовано в журнале Genome Research, передает MedicalXpress.

Жировая болезнь печени распространена среди людей, употребляющих большое количество алкоголя – избыточное отложение жира в органе является тревожным сигналом того, что человек много выпивает. Но неалкогольная жировая болезнь печени поражает людей, которые могут вообще не пить, особенно пожилых людей и людей с диабетом второго типа. Примерно 40% людей старше 70 лет страдают этим заболеванием.

У многих людей жировой гепатоз не вызывает никаких симптомов. Они могут даже не знать о наличии заболевания. Между тем у некоторых больных могут появиться симптомы: слабость, усталость и боли в животе. К сожалению, лекарства от этой болезни в настоящее время нет.

Ученые предположили, что неалкогольная жировая болезнь печени может быть вызвана, по крайней мере, частично, сбоями внутри «жестких дисков», которые содержат рабочие инструкции наших клеток. Эти изменения начинаются в ядре клетки, где хранятся хромосомы, и изменяют активность определенных генов, что в конечном итоге приводит к накоплению жира в печени.

Новое исследование предполагает, что неполадки начинаются в части ядра, которая называется «ламина». Она служит связующим звеном между ядерной мембраной и содержащимся в ней генетическим материалом, хроматином. Ученые обнаружили, что образование морщин в ламине влияет на активность генов, контролирующих хранение жиров. Когда эти гены становятся гиперактивными, в печени накапливается избыток жиров, что приводит к неалкогольной жировой болезни печени.

Для проверки своих выводов эксперты изучили клетки печени людей в возрасте 21-51 года с неалкогольной жировой болезнью печени. Они обнаружили именно то, что ожидали: морщинистую ламину. По словам исследователей, это помогает объяснить, почему данное заболевание может поражать людей любого возраста.

Нацелившись на вредные изменения в ламине, ученые могут разработать способы лечения или даже предотвращения неалкогольной жировой болезни печени (и, возможно, других метаболических заболеваний и даже старения).

Ранее UfacityNews.ru писал, что ограничение калорий замедляет темпы старения.