четверг, 18 июля 2024

Ученые выяснили, как хронический стресс приводит к воспалению кишечника

Ученые давно знают, что психологический стресс может привести к воспалению кишечника. В новом исследовании, опубликованном в журнале Cell, ученые из США выяснили, как хронический стресс может вызвать физическое недомогание.

Боль в животе, диарея и усталость – это лишь некоторые из симптомов, с которыми сталкиваются люди с воспалительными заболеваниями кишечника (ВЗК). Два основных типа ВЗК, язвенный колит и болезнь Крона, у одних людей протекают легко, а у других могут быть изнурительными или даже опасными для жизни.

Стрессовые события, такие как потеря работы или разрыв с партнером, часто предшествуют обострению ВЗК. Ученые проследили эту связь. После всплеска стресса мозг посылает сигналы надпочечникам, которые выделяют химические вещества, глюкокортикоиды, в остальную часть тела, пишет Nature.

Первоначально авторы рассматривали идею о том, что глюкокортикоиды действуют непосредственно на иммунные клетки, которые в ответ высвобождают молекулы, вызывающие воспаление. «Но оказывается, что между ними есть своего рода прослойка», – говорит соавтор исследования Кристоф Тайсс, микробиолог из Пенсильванского университета в Филадельфии. Работа на мышах показала, что глюкокортикоиды влияют на нейроны в кишечнике и на глиальные клетки, связывающие кишечные нейроны между собой.

Активированные глиальные клетки выделяют молекулы, которые запускают иммунные клетки. В свою очередь, эти иммунные клетки выделяют молекулы, которые обычно используются для борьбы с патогенами, но в данном случае они вызывают болезненное воспаление кишечника.

Также ученые обнаружили, что глюкокортикоиды блокируют развитие незрелых нейронов в кишечнике. В результате эти нейроны производят только небольшое количество сигнальных молекул, вызывающих сокращение мышц в кишечнике, что усугубляет симптомы заболеваний кишечника.

Ученые были удивлены тем, что глюкокортикоиды вызывают воспаление кишечника, поскольку эти соединения иногда используются в качестве лечения. Это противоречие, возможно, объясняется коротким временем действия таких лекарств. Хотя быстрые порции глюкокортикоидов кажутся противовоспалительными, когда стресс становится хроническим, весь механизм меняется и глюкокортикоиды начинают играть роль производителя воспаления. Это логическое объяснение, отметил гастроэнтеролог и иммунолог Джон Чанг из Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Ранее UfacityNews.ru писал, что высокий риск тяжелых инфекций обнаружен у лиц с ожирением печени.