понедельник, 29 апреля 2024

Учёные обнаружили эффективный способ борьбы с неизлечимой болезнью

Учёные из Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружили способ восстановить мозг мышей, который был повреждён болезнью Паркинсона. Они перепрограммировали специфичные клетки головного мозга – астроциты – в новые нейроны, которые заменили утраченные нервные клетки, что помогло устранить признаки расстройства. Об этом сообщает Lenta.ru со ссылкой на научный журнал Nature.

Учёные обнаружили, как заставить мозг образовывать новые нейроны. Для этого они снизили активность специфического белка PTBP1 в астроцитах – звездовидных клетках, которые могут выполнять несколько вспомогательных функций: поддерживать нейроны, обеспечивать приток питательных веществ к ним, участвовать в росте нервной ткани, а также в некоторых случаях образовывать нервные клетки на замену погибшим.

Во время эксперимента мышам была введена молекула, которая похожа на дофамин, однако при этом токсична для нейронов, из-за этого у грызунов появился химически индуцированный аналог болезни Паркинсона.

В чёрное вещество мозга мышей также ввели безопасные аденоассоциированные вирусы, которые содержали малые молекулы РНК, образующие шпильки (shРНК). Они применяются для подавления активности определённого гена, в данном случае того, что кодирует белок PTBP1.

Через десять недель 80% астроцитов, в которые были внедрены shРНК, стали нейронами. Через 12 недель 30-35% изменённых клеток превратились в дофаминергические нейроны. Дополнительные исследования показали, что введение небольшого количества РНК в другие области мозга может привести к появлению других типов нейронов, что указывает на существование в астроцитах различных генетических программ в зависимости от места их нахождения.