Редакция UfacityNews.ru продолжает рубрику о негативных аспектах различных профессий. Сегодня речь пойдёт о системе дошкольного образования.
Уфимка Гульшат работает няней девять лет. Она рассказала нам о пяти особенностях деятельности в детском саду, которые её «бесят».
Один ребёнок может стать причиной срыва образовательного процесса
«В группах детского сада есть разные дети. Почти ко всем применимы общие образовательные стандарты. Но бывает, что приходит ребёнок с отклонениями, из-за которого в буквальном смысле срываются все процессы. Простой пример: ребёнок кричит с утра и до вечера. Воспитатели не могут нормально проводить занятия с другими детьми. Няня не может спокойно делать свою работу – больше половины рабочего времени уходит на то, чтобы заниматься конкретно этим ребёнком. После обеда воспитанники не спят. В итоге родители забирают вечером нервных детей с головной болью. В результате получается, что здоровые дети лишаются своего права на полноценное развитие».
Не все родители хорошо присматривают за своими детьми
«Не нравится, когда в детский сад приводят неухоженных ребят. Грязная одежда, иногда даже со стойким запахом табака – увы, не редкость. Не всегда родители приносят сменную одежду. В итоге, если ребёнок случайно прольёт на себя тот же компот, его не во что переодеть. Есть такие дети, у которых выделения из носа – хронические. Но при этом у многих стабильно нет с собой платочков. За время работы няней я стала ещё и специалистом по причёскам (за день приходится заплетать десятки косичек), некоторые мамы не считают нужным тратить время на головы своих дочерей».
Родители не всегда соблюдают установленные правила
«Раздражает, когда родители поздно приводят своих детей. В итоге ребёнок остаётся без завтрака или ест уже остывшую пищу. Его в такой ситуации жалко. Если ребёнок приходит совсем поздно, то он срывает занятие, которое уже начал проводить воспитатель. Вовремя забирают детей тоже не все. Родитель приходит за пять минут до окончания рабочего дня, затем начинаются сборы, в итоге процесс может затянуться ещё на полчаса. Не всегда во время переодеваний родитель может совладать с ребёнком. Бывает, что чадо стоит полчаса на ушах в раздевалке, а мама ждёт, пока он успокоится, как мантру повторяя «Ну собирайся давай уже». Ещё раздражает, когда приводят больного ребёнка. Ему надо сидеть дома и не заражать остальных, но никто об этом не думает».
У детей иногда нет элементарных навыков
«Логично, что к поступлению в детский сад надо готовиться. Например, научить ребёнка ходить на горшок, кушать ложкой, пользоваться носовым платком. К сожалению, не все дети умеют это делать. Родители считают, что в садике мы и так научим детей всему».
Коллектив в детском саду – не самый добрый
«И по своему опыту, и по опыту коллег из других детских садов у меня сложилось мнение, что здесь работают самые злые люди. Есть заведующая – царь и Бог – и есть остальные. Кто-то находится на хорошем счету – докладывает о проступках сотрудников, преданно смотрит в глаза. Кто-то строит козни против остальных, чтобы себя не подставить лишний раз. В итоге премии в детском саду выплачивают не по принципу «заслужил», а тем, кто «услужил» заведующей. А разброс бывает существенный – от 2,5 тысячи до 17 тысяч рублей».
Полина полгода работает в детском саду учителем физкультуры. Она назвала четыре аспекта, которые не нравятся ей в работе.
Неадекватные взрослые
«Больше всего раздражает, что в детских садах часто работают инфантильные, обидчивые, неадекватные люди. С ними бывает сложно договориться, и не злиться на них невозможно. Первое время я иногда злилась на детей, но потом это прошло. Иногда бывает, но это разовые вспышки. Что с них взять, это же всего лишь дети. Со взрослыми же сохранять спокойствие намного тяжелее».
Необходимость «впихнуть невпихаемое»
«Я работаю учителем физкультуры и иногда веду дополнительные занятия, но часто заменяю воспитателей. И нас всех грузят многочисленными курсами, совещаниями, заполнением кучи бумаг. Разорваться между всем этим совершенно невозможно, и это очень раздражает. Приходится оставлять детей на кого-нибудь, бежать на какое-нибудь совещание, потом прибегать обратно к детям, а затем идти на курсы. Одновременно я должна как-то проводить свои занятия. Если не успеваю, то приходится работать дополнительно в другие дни. Когда спрашиваешь у руководства, как всё это совместить, отвечают: «Ну как-нибудь успей». В общем, надо как-то «впихивать невпихаемое», количество задач просто огромное. У меня уже по пять списков дел».
Невозможность сделать всё качественно
«Ещё меня очень раздражает, что в этой системе невозможно сделать всё хорошо. Я привыкла всё доводить до конца, подходить ко всему ответственно. Но здесь сделать всё идеально просто невозможно, и это ломает мою психику. Глядя на коллег, я поняла, что реагировать на происходящее можно двумя способами: на всё плюнуть и не реагировать ни на что, смотреть на всех отсутствующим взглядом либо стать нервной и регулярно на всех срываться. Сейчас у меня постоянно болит голова – видимо, от стресса».
Лицемерие
«Самое интересное, что при всём этом мы везде делаем вид, что у нас образцовый и хороший сад. Например, в группе почти 30 детей, а в презентационных роликах мы весело и дружно играем с 5. У нас даже есть два табеля: настоящий и для проверок. Плюс только в том, что на совещаниях нас не «грузят» педагогикой, как это бывает в некоторых детских садах. Нам уже не до разговоров, у нас одна задача – выжить».
Уфимка Айгуль проработала воспитателем 3,5 года. Она выделила шесть не нравящихся ей особенностей.
Невозможность уделить достаточное внимание детям с ограниченными возможностями
«Я работала в разных частных садах и занимала там разные должности – и няни, и учителя по танцам, и воспитателя. В один из них я пришла, когда он только открывался после длительного перерыва, поэтому сначала детей было мало. Тогда мне всё нравилось, помню, как удивилась, что работа настолько может нравиться. Потом стало сложнее – появились дети с ОВЗ. Понятно, что родители хотели, чтобы их малыши общались с обычными ребятами. Но при этом у нас не было времени на полноценное общение с ними (а у кого-то – ни опыта, ни нужного образования). При этом далеко не все родители занимались своими детьми – иногда у них просто на это не было сил, потому что они бегали по трём работам, кому-то просто не хотелось. Директор же хотела получить как можно больше денег, поэтому она брала всех. В работе она нам, конечно же, особо не помогала. Помню, как мне на собеседовании сказали, что однажды в садик ходил аутист, но приняли его только с согласия воспитателей. Потом оказалось, что это враньё – моих коллег просто поставили перед фактом, что теперь им предстоит работать с таким мальчиком.
Смешанность возрастов
«В том же детском саду, где были дети с ОВЗ, было много совсем маленьких детей, кому-то было около года. Многих приходилось обучать элементарным вещам, а кого-то – даже кормить с ложки. Очевидно, родители полагали, что к частному саду готовиться необязательно. В итоге детям постарше было скучно, а тем, кто помладше, не хватало внимания, им нужен был свой режим. Родители переживали за развитие своих малышей и просили нас объяснить, зачем мы смешиваем группы. Приходилось что-то придумывать, хотя дело было всего лишь в желании директора получить деньги».
Чёрствость к детям
«Далеко не всегда педагоги дошкольного образования добры к детям. Конечно, в обычных госсадах, где много детей, там не до излишних «соплей», там лишь бы дети не поубивались. Но даже в частных учреждениях воспитатели (как правило, люди со стажем) зачастую проявляли чёрствость к детям. Например, однажды в одном из детских садов мальчик уронил на пол печенье. Я попросила его выбросить. Директор увидела это и потом передала мне через мою коллегу, чтобы я не выбрасывала упавшие на пол продукты, а возвращала на стол, мол, а то не напасёшься. В другом детском саду администратор, она же помощница директора и педагог по музыке, нередко начинала играть на пианино во время тихого часа. Честно говоря, в это время мне хотелось в неё чем-нибудь кинуть – некоторых уложить спать было очень тяжело. Кроме того, сама директор иногда ставила музыкальные или подвижные занятия для приходящих детей (не воспитанников) в тихий час. Руководство (директор, кстати, купила наше учреждение у других хозяев, не имея никакого опыта работы с детьми) очень любило высокие пафосные слова о любви к детям, но, когда доходило до дела, ни о каких тёплых чувствах речь уже не шла. Например, помощница директора могла нагрубить ребёнку прямо при родителях, равнодушно смотрела на нас, когда мы собирались на прогулку, даже не думая предложить помощь, или на детей, когда те плакали, даже не пытаясь их успокоить. Бывало, что она заставляла нас будить младших воспитанников в погоне за режимом, даже если в саду не было других ребят».
Ненужные бумаги и слова
«Воспитателей постоянно заставляют заполнять всякие бумаги, составлять планирование, писать отчёты, всё это очень мешало работать. Ещё у нас постоянно проходили собрания, которые меня и моих коллег-воспитателей откровенно бесили. Начальство говорило там умные и правильные слова, суть которых была в том, что надо просто взять и сделать детей послушными. Когда мы объясняли, что не всё так просто, они смотрели на нас круглыми глазами. Достучаться до них было невозможно. А проблема была в том, что на самом деле они не работали с детьми целыми днями, а иногда только видели их на занятиях».
Родители
«Почти все родители воспитанников, с которыми я общалась, были доброжелательными и благодарными. Но с отцом одного из детей я не смогла найти общий язык. При личном общении он говорил одно или делал вид, что понял меня, а потом звонил директору и жаловался. До меня, кстати, эти жалобы так и не доходили, я узнавала обо всём по слухам, но руководитель меня почему-то не ругала – мне кажется, я у неё всегда была на хорошем счету, а может, она сама поняла, что мужчина не совсем адекватен. Или, например, мне нередко писала его жена, чтобы узнать, как себя чувствует их сын, а он не выносил, когда видел воспитателей с телефонами в руках. Объяснить же ему ситуацию не было шанса – лично он никогда претензии не высказывал. При этом с его женой мы ладили отлично, поскольку она знала, что я любимая воспитатель их сына».
Зарплаты
«Платят воспитателям, особенно начинающим, как известно, немного. Даже в частных детских садах. Меня же больше всего раздражало то, что моя зарплата нисколько не увеличилась за несколько лет. На неё не повлияло ни увеличение количества детей, ни появление малышей с ОВЗ, ни стаж. Зато периодически нас штрафовали – например, за сломанную кем-то из родителей детскую раковину. Мои знакомые из госсадов тоже жаловались на низкие зарплаты. В общем, поняв, что директор так и будет забирать всё себе, я уволилась».