воскресенье, 28 апреля 2024

Иммунологи обнаружили неожиданный иммунный ответ организма на SARS-CoV-2

Иммунологи из НМИЦ гематологии обнаружили неожиданный иммунный ответ организма человека на SARS-CoV-2, в частности, на белок Spike, который отвечает за проникновение коронавируса в клетку. Об этом пишет «Газета.Ru» со ссылкой на данные исследования, опубликованные в научном журнале Immunity (Cell Press).

В процессе исследования выяснилось, что число T-клеток, которые узнают коронавирус, значительно выше у тех людей, которые не переболели COVID-19. Образцы крови этих людей были взяты ещё весной 2020 года и хранились в биобанке. Также учёные выявили участки белка Spike, на которые наиболее часто отвечают иммунные клетки T-лимфоциты переболевших коронавирусом людей. Данная информация может оказаться полезной при разработке вакцин, полагают исследователи.

Иммунологи подробно описали все типы иммунного ответа в трёх группах людей: переболевших коронавирусом, тех людей, кто не болел, а также среди тех, образцы крови которых были взяты до пандемии. Оказалось, что количество T-клеток, реагирующих на SARS-CoV-2, значительно выше у людей, которые не болели COVID-19 и образцы крови которых были взяты в начале года. Этот феномен авторы исследования объясняют тем, что эти люди могли всё равно успеть столкнуться с коронавирусом, хотя и не были больны.

Один из авторов работы Алина Шомурадова отметила, что T-клеточный ответ может наблюдаться из-за того, что в организме человека активируются клетки иммунологической памяти на другие коронавирусы, с которыми мы сталкивались до 2019 года. Либо эти люди на самом деле переболели коронавирусом бессимптомно и не выработали к вирусу антитела.

Помимо этого, сотрудники НМИЦ гематологии выявили конкретные участки белка Spike, на которые чаще всего отвечают T-клетки переболевших людей. Два таких участка распознаются иммунной системой большинства носителей самого распространённого в Европе варианта гена HLA-A. Он отвечает за демонстрацию фрагментов вирусов T-лимфоцитам. Эти фрагменты уникальны и характерны только для SARS-CoV-2, а значит, их можно использовать при определении переболевших COVID-19.

В результате проведённой работы российские иммунологи также выявили конкретные T-клеточные рецепторы, распознающие те или иные фрагменты вируса SARS-CoV-2. Это даёт возможность другим учёным исследовать взаимодействие иммунной системы с коронавирусом и создать методы диагностики и вакцинации.