четверг, 2 мая 2024
UfacityNews.ru новости Уфы для всех

Восточный выезд из Уфы: С чего начинался масштабный дорожный проект и на какой стадии он находится сейчас

Восточный выезд из Уфы: С чего начинался масштабный дорожный проект и на какой стадии он находится сейчас

Восточный выезд из Уфы на федеральную трассу М-5 «Урал» начали строить 30 лет назад в соответствии с постановлением Совета Министроя РБ от 28 декабря 1992 года №45 «О строительстве автотранспортного тоннеля через р. Уфа в створе ул. О. Галле» и генеральным планом развития города Уфы. Целями проекта были вывод транспортных потоков из Уфы через микрорайон Зауфимье (считалось перспективным направлением застройки города) на федеральную трассу М-5 «Урал», снижение транспортной нагрузки на Бельском мосту и мосту через Уфимку в районе Каменной переправы, создание транспортной инфраструктуры для расширения жилищного строительства в Зауфимье. Однако из-за отсутствия средств в 2007 году проект заморозили. 

В сентябре 2013 года Правительственная комиссия по рассмотрению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов РБ одобрила проект создания Восточного выезда на условиях государственно-частного партнёрства. В 2014 году было принято решение разработать проект тоннеля с мостом общей протяжённостью 10-11 километров. Объём инвестиций оценивался в 25 млрд рублей. Уже тогда власти говорили, что дорога будет платной, предусматривалось введение двух тарифов: для легкового и грузового транспорта. 

Один из самых масштабных транспортных проектов в марте 2015 года обсуждали в московском Федеральном центре проектного финансирования. Инвесторам рассказали, что создание Восточного выезда предполагает завершение строительства подземного тоннеля от проспекта Салавата Юлаева до берега реки Уфы, строительство моста через реку Уфа и автомобильной дороги, соединяющей мост с трассой М-5, протяжённостью 14 километров. Реализация проекта позволит создать новые рабочие места, реализовать экономический потенциал республики и увеличить доходную часть дорожного фонда региона. 

Летом 2016 года правительство Башкирии приняло решение заключить концессионное соглашение о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения – нового выезда из Уфы на федеральную трассу М-5. Был объявлен конкурс, общая стоимость проекта оценивалась в 32,7 млрд рублей. Планировалось, что Восточный выезд будет обслуживать 10 тысяч автомобилей в сутки. При этом проезд по нему должен быть платным, так как существует альтернативный бесплатный путь. 

В состав объекта концессионного соглашения включили строительство: 
- автодорожного тоннеля в створе мостового перехода через Уфимку протяжённостью 1,2 километра; 
- мостового перехода через Уфимку в створе улицы имени города Галле длиной 2,5 километра; 
- автомобильной дороги от моста через Уфимку до трассы М-5 «Урал» протяжённостью 14 километров; 
- пунктов взимания платы за проезд; 
- дорожно-эксплуатационного предприятия, а также создание автоматизированной системы управления дорожным движением. 

Самым сложным объектом является тоннель, так как от сроков его строительства зависят сроки завершения всего проекта. Максимальная глубина залегания тоннеля составляет более 60 метров, с этой точки зрения он является уникальным объектом дорожного строительства. Ускорить темп строительства можно было только при ведении горнопроходческих работ во встречных направлениях. 

В 2017 году правительство республики и Башкирская концессионная компания, которая входит в Группу ВТБ, подписали соглашение о реализации концессионного проекта «Восточный выезд». Согласно документу, срок концессии (финансирование, проектирование, строительство и последующая эксплуатация дороги) составит 25 лет. Генподрядчиком стала турецкая компания «Лимакмаращавтодороги». «Реализация проекта – это не только колоссальные инвестиции в экономику региона и огромный шаг в развитии транспортной инфраструктуры, но также и решение транспортной проблемы Уфы на много лет вперёд», – отмечал Ильяс Муниров, который занимал должность заместителя премьер-министра правительства Башкирии.

Бывший глава республики Рустэм Хамитов отмечал, что все уже «измучились». Некоторые считали, что нужно засыпать тоннель песком, списать убытки около 5-6 млрд рублей и навсегда забыть об этом проекте. «Но была группа людей, которые продолжали верить в этот проект. На сегодняшний день мы видим, что на условиях концессии возможно – ещё не на 100 процентов, а на 90 – завершение этого строительства», – говорил он. По его словам, если бы не удалось получить средства из федерального бюджета и банков, республика бы стала искать другие источники финансирования.

Общий объём необходимых для реализации проекта средств составлял 34 млрд рублей, из них:
- 19,9 млрд рублей – средства капитального гранта из федерального бюджета в виде межбюджетного трансферта для реализуемых субъектами России проектов в рамках концессионных соглашений;
- 10,5 млрд рублей – объём инвестиций, привлекаемых концессионером;
- 4,5 млрд рублей – средства из республиканского бюджета, которые будут предоставлены из средств субзайма из средств займа Нового банка развития БРИКС.

В ноябре 2019 года Башкирия и ВТБ заключили дополнительное соглашение. По словам Радия Хабирова, это позволило снизить нагрузку на бюджет республики. Были снижены расходы на кредитное финансирование, а эффект  от оптимизации строительных и эксплуатационных затрат был перераспределён в пользу региона.

«Сейчас структура соглашения такова, что и республиканский бюджет потянет, и банковские инструменты для нас очень удобны, и банк как коммерческая организация получит свою прибыль. Мы договорились о том, что будет и федеральное финансирование», – говорил глава региона. К тому времени капитальный грант был увеличен до 24,5 млрд рублей, стоимость проекта была снижена до 33,5 млрд рублей.

Проходческие работы в тоннеле возобновились год назад, в январе 2020 года. «Я попросил моих коллег и генподрядчика, чтобы здесь трудились наши рабочие (в сентябре прошлого года из 750 трудившихся на объекте человек половина была из Башкирии –  прим.ред.). Понятно, что для специфических работ мы будем привлекать инженерный состав. И тоннель, и мост – уникальные объекты. У моста очень широкий пролёт. Важно, чтобы река Уфа была судоходной. И мы приняли решение, что будем рассматривать её как судоходный проект. Сейчас мы ведём переговоры с Росморречфлотом об углублении русла Уфы, чтобы суда могли доходить до Павловки», –  сказал Радий Хабиров.

«Мы не сбавляем темпы. Будем двигаться вперёд. И в 2023 году порадуемся результатам нашего труда. Мы преисполнены большой ответственности за наш общий проект», – говорил во время встречи с руководителем региона председатель совета директоров «Лимак Холдинг» Нихат Оздемир.

Радий Хабиров не раз повторял, что Восточный выезд – это «проект со сложной судьбой». Однажды он назвал тоннель «чемоданом без ручки», который «нести тяжело, бросить жалко», так как региону приходилось тратить от 100 до 300 млн рублей в год только на то, чтобы он не обвалился. По словам главы республики, благодаря строительству дороги появится возможность развивать Зауфимье. На этой территории можно будет построить 2,5 млн квадратных метров жилья. После проведения инженерных сетей можно будет приступать к возведению недвижимости.

В 2018 году перед разработкой проекта Восточного выезда во время археологической разведки было найдено поселение Елкибаево-1 в Калининском районе Уфы. В августе-октябре 2020 года было проведено исследование, которое показало, что объект является многослойным памятником, его слои относятся к периоду от эпохи энеолита до 18 века. Специалисты также обнаружили артефакты: развалы горшков, наконечники стрел, накладки от поясов, перстни с печатками, кольца и другие. Сообщалось, что часть из них передадут в Национальный музей Башкирии, остальные будут храниться в Государственном музейном фонде России.

В начале октября горнопроходческие работы в тоннеле велись со стороны Западного портала (в районе проспекта Салавата Юлаева). Концедент организации (ГКУ Транспортная дирекция РБ) Мансаф Низакаев рассказывал, что в конце месяца строители должны будут приступить к проходке тоннеля во встречном направлении – со стороны правого берега Уфимки. На левом берегу рабочие обустраивали фундаменты опор эстакады и береговых опор моста.

В ноябре стало известно, что строительство Восточного выезда получило досрочное финансирование в размере 2,3 млрд рублей. Это позволило увеличить темп работ. Если раньше сообщалось, что объект сдадут в 2024 году, то теперь власти надеются, что дорогу откроют на год раньше, в 2023.

1 декабря начались горнопроходческие работы со стороны восточного портала автодорожного тоннеля. Этот участок должен соединиться с построенной частью тоннеля. Со стороны западного портала строители вели горнопроходческие работы в южной и северной штольнях, также продолжалось сооружение железобетонных конструкций центральной опоры и гидроизоляционные работы на открытой части тоннеля. Чтобы работы шли в полном объёме, на место направили команду опытных специалистов-тоннельщиков из Турции.

Для строительства Восточного выезда власти заберут у собственников десятки домов и участков. Сначала говорилось о 55 участках, расположенных в СНТ «Ягодка» и «Чиполлино». Спустя несколько месяцев перечень обновился, в него включили ещё несколько участков из вышеназванных садовых товариществ, а также в селе Русский Юрмаш Уфимского района, селе Фёдоровка Калининского района и СНТ «Заречное» – всего 26 объектов. Также администрация города планирует изъять 90 участков для реконструкции улицы Города Галле. Напомним, она пройдёт над тоннелем Восточного выезда из Уфы.

Между тем жители села Фёдоровка Калининского района стали жаловаться на проезжающие мимо населённого пункта бетономешалки, грузовики и спецтехнику. По их словам, ходить по улице Рассветной стало небезопасно, тротуаров там нет. Также они просили установить знак ограничения максимальной скорости до 40 километров в час или лежачие полицейские. В администрации столицы сообщали, что специалисты должны установить дорожные знаки и таблички с предупреждением о фотофиксации. «Дополнительно в адрес ГКУ «Центр организации дорожного движения» направлено письмо о рассмотрении возможности установки на данном участке стационарных или мобильных комплексов, фиксирующих правонарушения», – добавили в пресс-службе мэрии.

Восточный выезд стал одним из трёх пилотных проектов, на которых в первом полугодии 2021 года будет проводиться тестирование Национальной системы оценки и сертификации инфраструктурных проектов (IRIIS). Объект будет оцениваться по трём основным аспектам: «Экономика и управление», «Качество жизни» и «Экология и климат». «В число пилотных вошли инфраструктурные проекты, находящиеся на различных стадиях подготовки и реализации. Это обусловлено необходимостью апробировать методологию на разных стадиях жизненного цикла проекта, чтобы определить применимость критериев и сформулировать зоны для повышения качества на той или иной стадии. Мы решили, что один из проектов обязательно должен быть «нашим», поэтому первым стал проект по строительству Восточного выезда из Уфы, в котором ВЭБ участвует как кредитор через фабрику проектного финансирования», – отметила Светлана Ячевская, заместитель председателя ВЭБ.РФ – член правления. 

Сейчас строительные работы на объекте ведутся, и есть надежда, что этот 30-летний долгострой всё же будет завершён в ближайшие годы.

Другие новости рубрики

Как сейчас выглядит недавно прорытый канал, который объединит озеро с рекой в Уфе?

В Уфе продолжается строительство комплекса гребного слалома. Его, напомним, строят в Инорсе. Канал свяжет озеро Теплое и реку Уфимку. Сдать его должны в этом году, к 450-летию города – об этом недавно заявили в мэрии.

Погода в Уфе на пятницу, 3 мая 2024 года

В пятницу, 3 мая в Уфе ожидается переменная облачность. В первой половине дня и вечером с вероятностью до 40% возможен дождь. Ветер будет западного и юго-западного направления, а его скорость – 1-3 метра в секунду.