вторник, 7 мая 2024

COVID-19 может инфицировать клетки человеческого мозга

«Мини-мозг», выращенный в лаборатории, предполагает, что вирус COVID-19 может инфицировать клетки мозга человека. К такому выводу пришла многопрофильная команда из Университета Джона Хопкинса. Результаты исследования опубликованы в открытом доступе в журнале ALTEX: Alternatives to Animal Experimentation.

В начале пандемии сообщалось, что у 36% пациентов с коронавирусом в Ухане проявлялись неврологические симптомы, но тогда было неясно, поражает ли вирус клетки человеческого мозга. В новом исследовании учёные продемонстрировали, что некоторые нейроны экспрессируют рецептор ACE2, который SARS-CoV-2 использует для проникновения в лёгкие. Они предположили, что ACE2 также может обеспечить доступ к мозгу. Когда исследователи внедрили вирусные частицы SARS-CoV-2 в органоид, в модель мини-мозга человека, они обнаружили доказательства заражения и репликации патогена.

Человеческий мозг хорошо защищён от многих вирусов, бактерий и химических веществ благодаря гематоэнцефалическому барьеру. Серьёзные воспаления, например, у пациентов с COVID-19, разрушают этот барьер. Непроницаемость гематоэнцефалического барьера также может создать проблему для разработчиков лекарств, нацеленных на мозг.

Влияние SARS-CoV-2 на развивающийся мозг является ещё одной проблемой, поднятой в исследовании. Предыдущая работа Университета Париж-Сакле показала, что вирус проникает через плаценту, а у эмбрионов отсутствует гематоэнцефалический барьер на ранних стадиях развития. Авторы отмечают, что доказательств того, что вирус вызывает нарушения развития, в настоящее время нет. Однако мини-мозг, который моделирует растущий человеческий мозг, содержит рецептор ACE2 с самых ранних стадий развития, поэтому учёные призывают соблюдать особую осторожность во время беременности.

Ранее UfacityNews.ru писал, что анализ крови при COVID-19 может предсказать тяжесть заболевания.