пятница, 19 апреля 2024

Активация «хранителя генома» может защитить от сердечно-сосудистых заболеваний

Ученые Национального центра исследований сердечно-сосудистых заболеваний (CNIC) в сотрудничестве с институтами США обнаружили, что приобретенные мутации в гене, кодирующем белок р53, способствуют развитию атеросклеротических сердечно-сосудистых заболеваний. Белок р53, известный как «хранитель генома», помогает поддерживать целостность наследственного материала внутри клеток, регулируя многочисленные клеточные функции в ответ на клеточные стрессы.

Ежедневно взрослый человек вырабатывает сотни тысяч клеток крови. Несмотря на свою важность, этот процесс неизбежно способствует появлению мутаций в клетках-предшественниках, которые отвечают за это производство. Наличие приобретенных мутаций гена р53 в клетках крови повышает риск развития различных видов рака, в том числе рака крови, пишет EurekAlert!.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Cardiovascular Research, ученые продемонстрировали, что мутации p53 также ускоряют развитие атеросклероза, лежащего в основе большинства сердечно-сосудистых заболеваний. Авторы проанализировали данные секвенирования клеток крови более 50 тысяч человек и обнаружили, что носители приобретенных мутаций в р53 имели более высокий риск развития ишемической болезни сердца и заболеваний периферических артерий. Причем этот эффект не зависел от установленных факторов сердечно-сосудистого риска, таких как гипертония или повышенный уровень холестерина в крови.

Исследователи подчеркивают, что мутации в разных генах способствуют сердечно-сосудистым заболеваниям через разные механизмы. «В будущем это может быть использовано для разработки персонализированных стратегий профилактики, направленных на конкретное воздействие различных мутаций», – отмечает один из первых авторов исследования Нурия Матесанц.

Ранее UfacityNews.ru писал, что неприятный запах изо рта может сигнализировать о трех серьезных заболеваниях.