суббота, 20 апреля 2024

Израильские ученые впервые создали мужские и женские стволовые клетки одного и того же человека

Ученые медицинского центра «Хадасса» в Израиле впервые создали мужские и женские стволовые клетки одного и того же человека. Это открытие говорит о том, что клетки генетически идентичны, за исключением половых хромосом, что может создать для ученых новую платформу для изучения того, как лекарства и болезни по-разному влияют на представителей разных полов. Исследование опубликовано в журнале Stem Cell Report, пишет New Atlas.

На протяжении большей части истории медицины мужское тело по умолчанию использовалось для изучения болезней, биологии и реакции на лекарства. Если это не было связано с очевидными репродуктивными различиями, то результаты исследований в основном применялись к мужчинам и женщинам одинаково, даже если тесты проводились только на мужчинах.

Но растущий объем научных работ последних десятилетий показывает, что различия более значительны, чем можно ожидать. Это может проявляться в различной предрасположенности (например, как правило, у женщин выше риск болезни Альцгеймера, в то время как мужчины более восприимчивы к раку) или в тяжести заболевания – мужчины чаще болеют тяжелой острой формой COVID-19, в то время как женщины чаще страдают от постковидного синдрома.

Новый прорыв может обеспечить надлежащую платформу для исследования половых различий. Израильским ученым удалось создать мужские и женские клетки, которые генетически идентичны, но имеют половые хромосомы. Это достижение было получено от мужчины с синдромом Клайнфельтера – генетическим заболеванием, при котором у пациента остается лишняя Х-хромосома. В результате этого его кровь содержала небольшие субпопуляции как мужских клеток с хромосомами XY, так и женских XX.

Ученые извлекли эти клетки крови и использовали для создания индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (iPSCs), включающих смесь мужских и женских клеток. Эти iPSC способны дифференцироваться практически в любую другую человеческую клетку, поэтому можно проводить одновременные эксперименты с генетически идентичными мужскими и женскими клетками.

«Это прорыв в области гендерной медицины. Уникальная система стволовых клеток, которую мы разработали, приведет к новым открытиям в области гендерных различий, поможет сравнить эффективность и токсичность лекарств и способствовать разработке более совершенных лекарств, адаптированных для мужчин и женщин», – отметил доктор Бенджамин Рубинофф, ведущий исследователь исследования.

Ранее UfacityNews.ru писал, что ученые из Японии продемонстрировали новый метод лечения рака.