В эпоху цифровизации и стремительного развития технологий многие стали забывать о том, насколько великое наследие было оставлено художниками прошлого человечеству. Сегодняшний форум в Уфе напомнил всем о шедеврах древности, которые удалось воскресить – благодаря пресловутым современным технологиям в том числе. А еще – благодаря социально ответственным компаниям и неравнодушным владельцам бизнеса.
Речь об этом зашла на дискуссионной площадке «Наука и образование в эпоху цифровой трансформации в СНГ». Один из спикеров, заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук, советник ректората Российского государственного художественно-промышленного университета имени Строганова Кирилл Гаврилин, рассказал о проекте арт-токенов, позволившем дать забытым шедеврам прошлого новый шанс.
«Мы знаем, что великие музеи годами ждут реставрации уникальных произведений искусства. Это колоссальные средства, которые государство и музеи обеспечить не всегда в состоянии, и реставрация значительных памятников искусства растягивается на многие годы. Но здесь опять же помогает цифровизация. Один из ярких примеров – проект Эрмитажа, компании «Интеррос» и токенизационной платформы «Атомайз», – сообщил спикер.
В рамках этого проекта выпускаются и реализуются арт-токены. Суть в том, что произведение искусства делят на сегменты, части. Например, фрески Рафаэля и его учеников, посвященные Адонису и Венере, были токенизированы по частям и довольно быстро раскуплены коллекционерами. Четыре фрески были разделены на квадратные фрагменты. Эти токены продали коллекционерам из России и дружественных стран. Многие стремились сложить некие пазлы из приобретенных токенов.
«Лет 8 назад пионером в этой области стала Италия, они предприняли такую попытку, но не подумали о правовой стороне, поэтом произошли скандалы, конфликты. «Интеррос» совместно с Эрмитажем и платформой «Атомайз» решили все технические вопросы, связанные с токенизацией произведений искусства, чтобы права владельцев токенов были в какой-то мере ограничены. Исключительными правами обладает музей», – пояснил Гаврилин.
В 2023 году в рамках проекта были выпущены арт-токены на три фрески Рафаэля и его учеников. Авторский слой Рафаэля никто никогда не видел. Мало того, более поздние художники исказили замыслы, было непонятно, о чем думал Рафаэль и его ученики, когда создавал это произведение. Например, на одной из фресок была Венера, которая завязывала сандалию. Но после расчистки обнаружилось, что это иллюстрация к поэме одного из авторов Ренессанса, которая рассказывает о Венере, уколовшей ногу о шипы розы. Это метафора, обозначающая страдания, которые приносит любовь. Таких искажающих замысел художника моментов здесь был много, и реставраторы их открыли.
Гаврилин объяснил, как могло получиться, что поверх оригинала были наложены другие слои, исказившие первоначальный замысел: «Этим росписям – 400 лет. Заказчик, который их заказывал в XVI веке (это, по всей видимости, был приближенный папского двора), составлял определенную программу, которая иллюстрировала поэзию известного придворного ватиканского поэта. Потом, с течением времени, другие владельцы и заказчики заказывали правки. Например, кому-то уже был непонятен сюжет, когда Венера поранила ногу. И заказчик просил изобразить жанровый мотив – Венера просто завязывает сандалию. В итоге заказчик через 100-200 лет поменял авторский замысел».
Именно «Интеррос» финансировал эту реставрацию и токенизацию этих росписей, токены за месяц были распроданы кооллекционерам и таким образом были собраны средства на следующую реставрацию. Через год своего часа дождалась картина Лукаса Кранаха «Венера и Амур». «Ее десятилетиями никто не видел, потому что аварийные произведения искусства запрещено экспонировать в музеях. Соответственно, сложные манипуляции, включающие физико-химические исследования и сканирование, выявили утраты, поздние записи, и с помощью искусственного интеллекта памятник был реставрирован. Для этой дорогостоящей реставрации были использованы средства, которые были получены год назад от реставрации росписи Рафаэля. То есть был запущен целый процесс», – пояснил Кирилл Гаврилин.
То, что проект финансирует крупный бизнес, не случайность – это общераспространенная мировая практика. Во всех крупных музеях мира шедевры реставрируют на средства больших компаний.
«Теперь, благодаря компании «Интеррос», так происходит и в России», – сказал Гаврилин. Частью этого процесса может стать и Уфа, ведь, как отметил эксперт, здесь сосредоточены высокотехнологичные компании.
«Пример «Интерроса» – прекрасный пример социальной ответственности российского крупного бизнеса перед культурой, перед музейным наследием. Это то, о чем говорил президент Путин на Восточном экономическом форуме месяц назад. Он призвал крупный российский бизнес подключиться к реставрации и исследованию памятников архитектуры и искусства», – добавил спикер.
Он также отметил, что пример этот не должен пропасть втуне; Россия – индустриально развитая страна, в которой много ответственных акционеров, а крупный бизнес чувствует свою ответственность перед обществом и государством. Пример «Интерроса» должен дать толчок другим компаниям, которые, по всей видимости, должны, по выражению эксперта, задуматься об этом. А спасенные и возвращенные всем людям шедевры минувших эпох – ярчайшая иллюстрация того, что это действительно возможно.