четверг, 25 апреля 2024

Обнаружены новые виды бактерий, вызывающие кариес

Ученые из США обнаружили, что вид бактерий Selenomonas sputigena может играть важную роль в возникновении кариеса. Их исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Ученые долгое время считали другой вид бактерий, формирующий налет и производящий кислоту Streptococcus mutans, основной причиной кариеса. Однако новая работа показала, что S. sputigena, ранее связанная только с заболеванием десен, может работать как ключевой партнер S. mutans.

Кариес возникает, когда S. mutans и другие кислотообразующие бактерии недостаточно удаляются при чистке зубов и других методах ухода за полостью рта и в конечном итоге образуют защитную биопленку или налет на зубах. Внутри зубного налета эти бактерии потребляют сахара из напитков или пищи, превращая их в кислоты. Если налет остается на месте слишком долго, эти кислоты начинают разрушать эмаль пораженных зубов, со временем создавая кариес.

Хотя S. sputigena является лишь одним из нескольких видов бактерий, связанных с кариесом, помимо S. mutans, и не вызывает кариеса сама по себе, она обладает поразительной способностью в партнерстве с S. mutans усиливать процесс кариеса. Известно, что S. mutans использует сахар для создания липких структур (глюканов), которые являются частью защитной среды зубного налета. Ученые заметили, что S. sputigena может попасть в ловушку этих глюканов и начать быстро размножаться.

Результатом этого неожиданного партнерства, как показали исследователи на животных моделях, является сильно повышенная и концентрированная выработка кислоты, которая значительно усугубляет тяжесть кариеса.

Ранее UfacityNews.ru писал, что ученые нашли связь между сахарным диабетом и ускоренным старением мозга.