четверг, 25 июля 2024

Ученые разработали генетические «часы», замедляющие процесс старения

Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего разработали способ замедления процесса клеточного старения с помощью колеблющихся генетических «часов». Их исследование опубликовано в журнале Science.

Знакомые симптомы старения начинаются на клеточном уровне. Каждая из наших триллионов клеток претерпевает каскад молекулярных изменений в течение своей жизни, подвергаясь различным типам повреждения, пока, в конце концов, не перестанет функционировать. Это способствует возрастному ухудшению здоровья, от морщин и седины до повышенного риска многих заболеваний.

В предыдущем исследовании команда Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружила, что клетки стареют в результате одного из двух конкретных процессов. Один путь включает снижение стабильности ДНК, а другой – снижение митохондрий, производящих энергию для клеток. В любом случае конечный результат один и тот же – клеточная смерть.

Для нового исследования ученые разработали способ замедления клеточного старения, позволяя клеткам переключаться между этими двумя разными процессами. Авторы описали этот механизм с помощью аналогии: вы доберетесь до конечного пункта назначения (гибели клетки) быстрее, если пойдете по одному пути прямо до конца, но бег туда-сюда займет гораздо больше времени.

Чтобы осуществить это, команда перестроила центральную цепь регуляции генов, контролирующую старение клеток. Обычно она работает как тумблер, посылая конкретную клетку по определенному пути, но в данном случае ученые настроили ее на работу в качестве генного генератора. Это заставляет клетку периодически переключаться с одного пути на другой, замедляя прибытие к месту клеточной гибели, пишет New Atlas.

Команда протестировала это действие на дрожжевых клетках и обнаружила, клетки, находящиеся под контролем генного генератора, жили примерно на 82% дольше, чем дрожжевые клетки, состарившиеся обычным образом. Сейчас авторы собираются применить этот метод к человеческим клеткам.

Ранее UfacityNews.ru писал, что ученые предложили продлевать жизнь с помощью холода.