суббота, 20 апреля 2024

Ученые открыли неизвестный ранее процесс старения

Метаболизм играет решающую роль в старении – клетки живут дольше, если обмениваются некоторыми продуктами обмена с другими клетками. Результаты исследования, опубликованного в журнале Cell, открывают новый взгляд на процесс старения и возрастные заболевания.

Метаболизм вносит большой вклад в поддержание жизненных функций. Среди прочего, он участвует в росте и восстановлении клеток. С другой стороны, в процессе метаболизма также выделяются продукты, которые могут оказывать вредное воздействие на клетки и ускорять процесс старения. Соседствующие клетки постоянно обмениваются различными веществами – эти продукты обмена называются метаболитами.

Ученые из университетского медицинского комплекса «Шарите» в Берлине для понимая роли метаболизма изучила клетки дрожжей. «Мы смогли показать, что продолжительность жизни клеток увеличивалась примерно на 25%, когда они могли обмениваться метаболитами друг с другом», – объясняет ведущий автор работы доктор Клара Коррейя-Мело.

В ходе дальнейших экспериментов команда исследовала, какие метаболиты отвечают за этот эффект продления жизни. Ученые выяснили, что молодые клетки во время деления выделяют определенные аминокислоты, которые оказывают омолаживающее действие на старые клетки. Прежде всего, обмен метионином, по-видимому, продлевает жизнь соседних клеток. Как объясняют авторы, это аминокислота, которая встречается во всех организмах и играет важную роль в производстве белка, а также во многих клеточных процессах.

Команда также обнаружила цикл, способствующий выработке метионина. Когда клетки поглощают аминокислоту, их метаболизм изменяется таким образом, что, среди прочего, они выделяют больше глицерина. Это вещество, в свою очередь, важно для построения клеточных мембран. Таким образом, клетки улучшают свои клеточно-защитные свойства.

По словам ученых, полученные результаты могут иметь далеко идущие последствия для исследований возрастных заболеваний, таких как диабет, рак, болезнь Альцгеймера. Однако до этого необходимо проверить, имеет ли место тот же механизм, выявленный в дрожжевых клетках, в клетках человеческого организма.