суббота, 2 июля 2022

Ученые выяснили, откуда взялась бубонная чума

Международная группа ученых считает, что разгадала загадку, которой почти 700 лет – происхождения вируча Черной смерти или бубонной чумы, вызвавшего самую смертоносную пандемию в истории человечества и охватившего Европу, Азию и Северную Африку в середине 14-го века, пишет РГ.

Болезнь, вероятно, распространялась по торговым путям, в результате погибли десятки миллионов людей. Однако до сих пор не был известен ее источник.

Ученым удалось найти не только штамм штамм Черной смерти, но и предка большинства штаммов чумы, которые сегодня циркулируют в мире.

Филипп Славин, историк из университета Стерлинга, обнаружил свидетельства внезапного всплеска смертности в конце 30-х годов 14 века на двух кладбищах у озера Иссык-Куль на севере Кыргызстана. Во время исследования надгробий он увидел надписи «мор» в качестве причины смерти. После этого собралась международная группа ученых. Оказалось, что в этих местах в конце 1880-х годов велись раскопки и из могил извлекли более 30 скелетов. Историки изучили дневники раскопок.

Затем ученые исследовали генетический материал семи человек, похороненных на кладбище. Оказалось, что в трех образцах содержится ДНК Yersinia pestis, бактерии, вызывающей бубонную чуму. Анализ генома бактерии показал, что это был прямой предок штамма, вызвавшего Черную смерть в Европе восемь лет спустя и, вероятно, ставшего причиной смерти более половины населения континента в следующем году.

Ближайший из ныне живущих родственников штамма ученые нашли у грызунов в том же регионе.

Ранее UfacityNews.ru сообщал о прогнозах вирусолога по новой смертоносной пандемии.