четверг, 25 апреля 2024

Длительное пребывание в космосе приводит к повреждению мозга

Группа ученых из Германии и России изучили состояние пятерых российских космонавтов-мужчин, работающих на постоянно обслуживаемой Международной космической станции (МКС), которая находится на орбите в 400 километрах от поверхности Земли. Они доказали, что длительное пребывание в космосе приводит к повреждению мозга. Результаты исследования опубликованы в научном журнале JAMA Neurology.

Неблагоприятное воздействие на организм длительного пребывания в космосе известно уже давно. К негативным изменениям относятся атрофия мышц, уменьшение костной массы, ухудшение зрения и изменение бактериальной флоры в кишечнике.

В ходе исследования эксперты взяли у космонавтов, средний возраст которых составлял 49 лет, кровь за 20 дней до вылета на МКС. В среднем они пробыли в космосе 169 дней, или пять с половиной месяцев. После их возвращения на Землю последующие пробы крови были взяты трижды: через день, через неделю и примерно через три недели после приземления, пишет MedicalXpress.

Были проанализированы пять биомаркеров повреждения головного мозга: световые нейрофиламенты (NFL), глиальный фибриллярный кислый белок (GFAP), общий тау-белок и два бета-амилоидных белка. Для трех биомаркеров – NFL, GFAP и бета-амилоидного белка Aβ40 – концентрации были значительно повышены после пребывания в космосе.

«Это первый случай, когда конкретное доказательство повреждения клеток мозга было задокументировано в анализах крови после космических полетов. Это необходимо дополнительно изучить и предотвратить, если космические путешествия станут более распространенными в будущем», – отметил профессор нейробиологии и один из соавторов исследования Хенрик Зеттерберг.

Ранее UfacityNews.ru писал, что ученые разрабатывают тест, который может почувствовать «запах» многих болезней.