пятница, 29 марта 2024

Ученые объяснили, почему некоторые люди могут прожить до 110 лет без болезней

Ученые из Болонского университета в Италии обнаружили, что долгожители имеют уникальный генетический фон, который позволяет более эффективно восстанавливать ДНК. Результаты их работы были опубликованы накануне в eLife.

В ходе исследования авторы детально изучили геномы людей с «экстремальным долголетием». Это дает ключ к разгадке того, почему они живут так долго и могут избегать возрастных заболеваний, сообщает MedicalXpress

В эксперименте принял участие 81 человек в возрасте старше 105 и 110 лет. Их геномы сравнили с 36 здоровыми людьми, средний возраст которых составлял 68 лет. Ученые взяли образцы крови у всех участников, провели полногеномное секвенирование и идентифицировали пять общих генетических изменений, которые чаще встречались в возрастных группах 105+ и 110+.

Данные, полученные в результате компьютерного анализа, предсказывали, что эта генетическая изменчивость, вероятно, модулирует экспрессию трех разных генов. Наиболее часто наблюдаемые генетические изменения связаны с повышенной активностью гена STK17A в некоторых тканях. Этот ген координирует реакцию клетки на повреждение ДНК, стимулирует запрограммированную гибель поврежденных клеток и регулирует количество опасных активных форм кислорода в клетке. Это важные процессы, участвующие в возникновении и развитии многих заболеваний, таких как рак.

Также генетические изменения связаны со снижением активности гена COA1 в некоторых тканях. Этот ген важен для правильного взаимодействия между ядром клетки и митохондриями – фабриками по производству энергии в клетках, дисфункция которых является ключевым фактором старения.

Кроме того, та же область генома связана с повышенной экспрессией BLVRA в некоторых тканях – гена, который важен для здоровья клеток из-за его роли в устранении опасных активных форм кислорода.

Команда также измерила количество естественных мутаций, которые люди в каждой возрастной группе накопили за свою жизнь. Они обнаружили, что люди в возрасте 105+ или 110+ имели гораздо меньшее бремя мутаций в шести из семи протестированных генов. Эти люди, по-видимому, избегали возрастного увеличения числа разрушительных мутаций, и это могло способствовать защите от болезней, таких как сердечные заболевания.

Ранее UfacityNews.ru писал, что увеличивать риск рака могут 20 привычек.