Бум производства автомобилей в России, случившийся на фоне дефицита на складах дилеров и выполнения государственных заказов, может привести к обвалу рынка. Причиной этому могут стать значительное падение спроса и сокращение госзаказов, пишет «Российская газета».
Так, для поддержки автопрома власти решили произвести в 2020 году опережающие госзакупки автомобилей, которые были запланированы лишь в будущем. На эти меры было выделено 4,5 млрд рублей, а ожидаемый эффект оценён в 33 тысячи дополнительно выпущенных автомобилей. Это помогло автозаводам вернуться на пятидневную рабочую неделю, а АвтоВАЗу – даже ввести дополнительные смены.
Несмотря на увеличение спроса в последние месяцы года и государственные заказы, российский автопром в этом году, согласно данным Росстата, за десять месяцев выпустил 995 тысяч машин и это на 22,5% меньше, чем годом ранее. Однако ситуация может ещё немного улучшиться, ведь в эти месяцы у автодилеров впервые появились очереди: россияне обеспокоены предстоящим подорожанием машин из-за роста курсов валют по отношению к рублю.
Аналитики агентства «Автостат» полагают, что когда спрос будет удовлетворён, авторынок вновь ждёт провал. Так, прогноз на 2021 год выглядет неутешительно: падение на 5-6%, до 1,35 млн продаж. Усугубит ситуацию и сокращение государственных закупок в 2021-2022 годах, ведь их произвели опережающими темпами в этом году.
Тем временем АвтоВАЗ уже объявил о переходе на четырёхдневную рабочую неделю с 1 января 2021 года на срок до полугода, в зависимости от ситуации на рынке. Кроме того, стало известно о планах властей поддержать автопром в 2021 году на 17,5 млрд рублей, из которых 9 млрд направят на программы льготного автокредитования, а 3,8 млрд рублей – на льготный автолизинг.