Учёными доказано, что люди лучше запоминают своё альтруистическое поведение, чем эгоистичные действия или поступки, которые противоречат собственному моральному чутью. Описываемое учёными как «аморальная амнезия» обычно объясняется поддержанием самооценки.
Во время онлайн-эксперимента группа бихевиористских экономистов из Национального центра научных исследований Франции набрала 1 322 участников. На первом этапе было 20 повторений лотерейного задания, по результатам которых должен был определиться денежный выигрыш. Но многие испытуемые должны были самостоятельно сообщать о выигранной сумме, при этом у них была возможность соврать.
На втором этапе, три недели спустя, этим же добровольцам предложили ещё одно денежное вознаграждение, если они как можно точно вспомнят результаты первого этапа. Причём половине участников сообщили, что у них будет возможность добровольно вернуть часть денег, если они завысили свои результаты на первом сеансе. В этой ситуации добровольцы были более склонны к амнезии, пишет UfaTime.ru.
Отмечается, что они менее точно помнили о своём мошенничестве, когда знали, что будут вынуждены снова принять моральное решение, даже если участники могли бы заработать больше денег, вспомнив о результатах лотереи. Забыв об этом случае, они смогли бы восстановить свою репутацию.