понедельник, 24 февраля 2020

Ученые из Башкирии написали Радию Хабирову тревожное письмо

Ученые из Башкирии обратились к Радию Хабирову с просьбой сохранить шихан Куштау. Они направили главе республики официальное письмо.

Ученые сообщили Радию Хабирову, что на протяжении шести сезонов они изучали биологическое разнообразие Куштау. Оказалось, что шихан окружен антропогенными ландшафтами и является своеобразным «островом» более чем для тысячи видов растений и животных. По предварительной оценке биологов, непосредственно на территории Куштау растет около 400 видов растений. Многие таксоны, обнаруженные ими, были описаны впервые для республики Башкортостан. Кроме того, многие из них оказались особо охраняемыми.

«Нами выявлено 37 видов растений, животных и грибов, включенных в последние издания Красных Книг Башкортостана, из них 6 видов растений и 8 видов животных включены в Красные Книги РФ. По нашему мнению, продолжение исследования позволит выявить еще не менее 10 видов животных и приблизит число редких видов к полусотне. Редкие животные, обитающие на территории шихана, составляют 50% от числа всех редких видов Стерлитамакского и Ишимбайского районов и около 20% всех животных, занесенных в Красную Книгу Башкортостана», – сообщили ученые. Они отметили, что гору нельзя отдавать в разработку без предварительного исследования, которое позволит выявить роль шихана в «сохранении биоразнообразия и геологического наследия Южного Урала и России».

В письме биологи описали каждый редкий вид и выразили надежду, что итоги исследования помогут главе республики оценить все «за» и «против» и принять взвешенное решение относительно судьбы Куштау.

«Остается вопрос о незамедлительной разработке мер по сохранению или спасению редких  видов растений и животных этой древней горы», – добавили ученые.

Текст документа биологи опубликовали в соцсетях. «Ждем официального ответа», – прокомментировал пост один из них.

Напомним, споры вокруг шиханов разгорелись еще в прошлом веке – заводу БСК понадобилось взять горы в разработку для производства соды. В последнее время предметом прений была Торатау. Представители завода сообщали, что известняк только этой горы подходит им по составу, а общественность требовала сохранить памятник природы. В итоге БСК по согласованию с Радием Хабировым получила Куштау, поскольку она не обладает охранным статусом. Недавно появилась лицензия на разработку этой горы и поднялась новая волна возмущений – по всей Башкирии и даже в Барселоне прошли пикеты в защиту щихана.