среда, 26 февраля 2020

Российские ученые разработали сверхточный определитель раковых клеток

Математики и биологи из Санкт-Петербурга и Сент-Луиса создали новую методику поиска раковых клеток в биоматериалах. Метод сортировки клеток позволяет опознавать разные типы телец внутри них. Это позволит сделать диагностику онкологических заболеваний более точной, сообщает в журнале Nature Communications.

Ученые отмечают, что в теле человека содержится более двухсот типов клеток. Все они обладают одной и той же ДНК, но рисунок активности генов для вида клеток отличается. Ученым удалось создать алгоритм, который позволяет быстро сравнивать между собой образцы ДНК, позволяющий быстро найти раковую клетку. Они заметили, что все гены, активные только в одном конкретном типе клеток, будут вести себя схожим образом, поэтому их можно вычислить по простой линейной формуле.

Используя эту закономерность, можно вычислить своеобразные сети из подобных уникальных генов для каждого типа клеток и использовать их для идентификации и даже подсчета подобных телец внутри ткани. Оказалось, что существующие алгоритмы ошибаются в количестве клеток из-за оценки в образце количества РНК, а не количества клеток. Если к каждому образцу добавлять известное количество искусственной РНК, то то пропорции клеточных типов можно предсказать точнее.

В итоге ученые получили точную методику сортировки клеток, позволяющую находить даже небольшие следы рака или интересующих телец даже в сложных образцах тканей.

Специалисты планируют научиться на основе этого метода  определять типы опухолей и давать оценку шансов на выживание.