четверг, 28 марта 2024
UfacityNews.ru новости Уфы для всех

Круиз по Волге, или Как сегодня «играют музыку» на российских теплоходах

Пока рынок путешествий по воде в Башкирии находится в глубоком кризисе, индустрия речного туризма России переживает подъем. В прошлом году отрасль выросла на 20%, а число туристов составило около 600 тысяч человек. Так что пока Башкирское речное пароходство распродает свой флот, стоит присмотреться к возможностям соседних регионов и отправиться в путешествие по Волге. Наш автор Олеся Вильданова побывала в таком круизе и поделилась впечатлениями

Круиз по Волге, или Как сегодня «играют музыку» на российских теплоходах

Мне несколько раз предлагали совершить круиз по Волге, но я отказывалась. После двухчасового пребывания на прогулочном теплоходе отправиться в аналогичное путешествие на пять дней казалось не очень хорошей затеей. Плачевное состояние судна, запах гари, шум двигателей, странная публика, непонятное питание и условия проживания – вот с чем у меня ассоциировался круиз. Но и это еще не все: минусами были однообразная картинка за окном и «отдых на пенсионный манер». 

Так что на путешествие я согласилась только после того, как услышала хорошие отзывы от тех, кто уже побывал в круизе. Стало любопытно. 

Во время речных путешествий жители Башкирии всегда чувствовали себя несколько обделенными и с завистью смотрели на проходящие мимо большие четырехпалубные теплоходы. Дело в том, что судоходство на реке Белой весьма ограничено. Из-за недостаточной глубины сюда не попадет большой комфортабельный теплоход. А ведь на нем и хочется отдохнуть, правда? Новые круизные суда для плавания по малым рекам пока в России строить никому не интересно. Да даже и тех скромных вариантов круизов, которые раньше предлагало Башкирское речное пароходство, больше не существует. Поэтому для начала своего путешествия я выбрала Самару. 

Почему Самара? 

Во-первых, это третий крупнейший (после Москвы и Санкт-Петербурга) круизный порт России. Поэтому в Самаре  присутствуют все крупные круизные компании страны. Они-то могут себе позволить содержать суда в отличном состоянии, постоянно обновлять их и даже заказывать строительство новых теплоходов. Такой подход вселяет уверенность в качественном отдыхе. Из-за многообразия операторов у клиента появляется выбор по маршрутам, датам, длительности и стоимости путешествия, наличию экскурсионной программы и типу круизного судна (от небольших уютных двухпалубных теплоходов 305 проекта до внушительных «четырехпалубников»). Еще один очевидный плюс – до Самары можно за несколько часов добраться на скором поезде Уфа-Самара-Саратов. 

Осталось выбрать компанию, которая предложит достойный уровень круиза из Самары. «Водоходъ», «ВолгаWolga», «Гама», «Инфофлот», «РосВояж», «Русич», «Спутник-Гермес» – их мне порекомендовали в уфимском агентстве путешествий «Солярис», которое специализируется в том числе на круизах. Поэтому мне не пришлось долго выбирать и искать, достаточно было ответить на несколько вопросов, связанных с ожиданиями от поездки. В итоге я выбрала московскую компанию «Водоходъ», которая понравилась тем, что экскурсии в городах остановок теплохода уже включены в стоимость круиза.  

Куда поехать? 

Самара удачно расположена в средней части Волги,  поэтому выбор маршрута речного круиза – отдельная тема для размышления. Можно отправиться на северо-запад до Архангельска и Соловецких островов, в Санкт-Петербург, Карелию или Москву; выбрать южное направление: Крым, Казахстан, Астрахань, Волгоград, Ростов-на-Дону; на северо-востоке ждут Пермь и Березники с посещением Кунгурской ледяной пещеры, Екатеринбурга и Тобольска. Востребованы и классические круизы с посещением городов «Золотого кольца», Казани, Нижнего Новгорода и Йошкар-Олы, которая набирает популярность в последние годы.  

Я выбрала путешествие на четырехпалубном теплоходе «Семен Буденный», рассчитанном на 200 пассажиров и 100 человек экипажа, с посещением Казани, Нижнекамска, Елабуги и Ульяновска. Пять дней, две реки (Волга и Кама), четыре экскурсии. Для первого круиза в компании с семилетним ребенком такой маршрут мне показался оптимальным. 

Знакомство с теплоходом

До Самары мы добрались на дневном экспрессе Уфа-Самара-Саратов. Он приходит в Самару в обед, в удобное для пересадки время. От железнодорожного вокзала до речного мы доехали на такси. Наш теплоход уже стоял у причала. Небольшая прогулка вдоль самарской набережной, фотосессия на фоне теплохода – и регистрация на борт судна открылась. 

«Семен Буденный» оказался большим, чистым и ухоженным. В небольшой  каюте – стандартный «отельный» набор. Аккуратно застеленные кровати, компактный санузел со всеми удобствами, полотенца и гигиенические принадлежности. О том, что это каюта, напомнили спасательные жилеты в шкафу. Претензий к чистоте или обустройству каюты у меня не возникло. 

Удивительно, но весьма кстати пришлось судовое радио: ведущий уже с порога начал знакомить пассажиров с особенностями жизни на борту и программой пребывания. Так мы узнали, где находится солнечная палуба, на которой намечалось торжественное открытие круиза. Оказывается, этот ритуал весьма неплох, ведь, отпуская в небо воздушный шар (ну или поднимая бокал шампанского), ты заявляешь себе: впереди пять выходных, пора сделать лицо попроще!     

Чем заняться в круизе

Ни я, ни ребенок не проводили в каюте больше 10 минут во время бодрствования. Экскурсия по теплоходу, учебная тревога, поход в рубку, детский клуб, отдых на палубе, мастер-классы, экскурсии в городах, концерты и развлекательные мероприятия: каждый день нам приносили программу, в которой даже не нашлось окна на дневной сон. Поэтому, для того чтобы понежиться под долгожданным солнцем на палубе, я иногда прогуливала развлечения. 

Экскурсионная программа

Сам круиз оказался одной большой экскурсией. Я никогда не была на четырехпалубном теплоходе, не заглядывала в капитанскую рубку, не наблюдала за прохождением шлюза, не видела Волгу со стороны воды и не бывала на Каме. Ведущий судового радио с энтузиазмом рассказывал о местах, в которых мы побывали, так что я была бы удовлетворена даже без остановок в четырех городах. 

Ну а сойти с теплохода и оказаться в незнакомом городе – это отдельное удовольствие. Вообще я люблю долгие самостоятельные прогулки. Но когда путешествуешь с ребенком, нет ничего лучше организованной экскурсии. Хочется за короткое время получить максимум информации, послушать интересные истории от гида и не сильно устать. Так и было. 

В Казани я уже была, а для сына этот город оказался открытием: вроде тоже столица республики, а так не похож на Уфу. Мы проехались по историческому центру, посетили Казанский Кремль, побывали в импровизированной татарской деревне, на смотровой площадке, в мечети «Кул-Шариф» и в Храме Казанской Иконы Божией матери. 

Следующей остановкой стал Нижнекамск. Вряд ли я специально решила бы посетить этот промышленный город,  но погулять по нему в рамках круизной программы – другое дело.  Чистый, просторный и благоустроенный Нижнекамск с населением в 230 тысяч жителей словно показывает соседям, к чему стремиться. Мне понравился парк имени Габдуллы Тукая с ожившими персонажами из его книг, а ребенок оценил святой источник Красный ключ: тестирование экшн-камеры под водой прошло успешно. 

От экскурсии по Елабуге я не ожидала бури эмоций, поэтому оказалась приятно удивлена. Гиды и сотрудники музеев, знакомившие нас с историей и культурой этого города, делали это профессионально и с душой. Поэтому тем, кому не хватает туристов, я бы посоветовала поехать в Елабугу и взять у этих ребят пару мастер-классов по гостеприимству. 

Ульяновску мы предпочли Симбирск (так этот город назывался раньше). Старинный уклад настолько вдохновил ребенка, что теперь он мечтает завести собственное хозяйство в деревне. Раньше люди не торопились жить: готовили в печи, доставали воду из колодца, пили чай из самовара и передвигались на лошадях. И в этом есть своя прелесть. Музей-усадьба городского быта, видимо, пришелся к возрасту и интересам. 

Бонус после каждой экскурсии – крепкий сон. Причем засыпали мы наперегонки, минуты за две. Да и утреннюю зарядку на солнечной палубе, видимо, придется посетить уже во время следующего круиза!    

Питание на борту

«Мы выкатимся с этого теплохода!» – смеясь, заявила одна из пассажирок после первого ужина. Кормили нас три раза в день, но так основательно, что мы ни разу дополнительно не перекусывали. На завтрак предлагался шведский стол со стандартным «отельным» набором блюд. Обед и ужин мы заказывали из предложенного меню. Я заранее настроилась на питание «как в санатории», но команда выдала ресторанный уровень и по качеству блюд, и по обслуживанию. Учитывая, что в меню предусмотрены в том числе рыбные и овощные блюда, вопросов, связанных с питанием во время круиза, у нас не возникло.  

Помимо основного питания, на теплоходе можно заказать блюдо по меню в одном из баров. Но я не видела, чтобы кто-либо из пассажиров заказывал что-то, кроме напитков или мороженого. 

Сервис 

При посещении отечественных курортов и здравниц не раз сталкивалась с сомнительным отношением к отдыхающим. Так что уровень сервиса во время круиза, по моему мнению, был ближе к европейскому, а не к «нашему». Я привыкла обращать внимания на детали, но единственный негативный момент, который мне запомнился, – недовольство водителя экскурсионного автобуса в Ульяновске. Что же, тем заботливее мне показалась команда  теплохода!

Пожалуй, стоит повторить

Количество впечатлений и эмоций, условия пребывания, стоимость круиза и возможность несколько дней отдохнуть от домашних дел перевернули мое представление о круизном отдыхе в России. Так что впереди еще много интересных маршрутов!   

P.S.: А что, если…

Как перед нашим путешествием, так и во время него за нас переживали близкие. Ведь никто из них не знал, в каких условиях мы окажемся. Расскажу о том, чего они боялись, и как все было на самом деле. 

А вдруг там будет сильный ветер и вас продует? На палубе есть места, полностью защищенные от ветра. Кроме того, можно взять с собой ветровку. Если уж случится конкретное ненастье, то так же, как и дома, можно укрыться в каюте.

От воды веет холодом, и вы замерзнете. Поэтому мы взяли с собой теплые куртки и обувь. Но, к нашей радости,  было тепло, и все это нам не пригодилось.     

А если будет дуть в каюте? В каюте не дуло. Кроме того, она была оснащена неплохой климатической системой, которая работала как на обогрев, так и на охлаждение. 

На реке комары! Возьмите с собой аэрозоль. Комаров не было. Возможно, из-за того, что наше путешествие состоялось в мае. 

А это безопасно? Я специально выбрала крупную судоходную компанию, которая серьезно относится к техническому состоянию теплоходов и периодически «перебирает» всю их «начинку». Сразу после отплытия для всех пассажиров провели обязательную учебную тревогу, так что мы знали, как быстро надеть спасательный жилет и что делать в случае опасности. А еще на судне был медпункт, зная об этом, мы были спокойны. 

А вдруг вас укачает? Ни меня, ни ребенка не укачивает в самолете, автомобиле или поезде. Но перед поездкой я тоже думала над этим вопросом. Он исчез сразу же после отплытия. Большой четырехпалубный теплоход шел ровно даже тогда, когда на Волге были волны. Серьезно, в поезде трясет в разы энергичнее. 

Разве это детское развлечение?  На теплоходе была предусмотрена отдельная развлекательная программа для детей. Поэтому мне иногда приходилось уговаривать ребенка сделать перерыв в своих играх со сверстниками и составить мне компанию во время прогулки по палубе. 

А ты не слишком молода для круиза? Я насчитала в программе на день около 15 мероприятий, которые рассчитаны на разные аудитории. И так каждый день. Так что каждый нашел себе занятие по интересам. 

«Я буду смотреть на деревья». Жигулевские горы, «морской» простор на водохранилищах, города и речные порты – картинок было так много, что на моем фотоаппарате раньше времени закончилась карта памяти. А такое бывает нечасто! 

Другие новости рубрики

Россия будет строить новые туристические комплексы на берегах пяти морей, включая Азовское

Россия планирует построить современные туристические комплексы на берегах Каспия, Балтики, Азовского, Черного и Японского морей. Об этом сегодня, 29 февраля, в послании Федеральному Собранию объявил Владимир Путин. По его словам, только это позволит увеличить внутренний турпоток в России еще на 10 млн человек в год.