Что собой представляет башкирский этно-рок и кто его у нас в республике создает? Об этом интересном направлении мы поговорили с музыкантами из группы «Аргымак» — солистом и художественным руководителем Ринатом Рамазановым и ударником Семёном Конторщиковым.
Состав коллектива за весь период его существования менялся много раз. Сейчас в неё помимо Рината и Семёна также входят Айрат Назиров (гитара, думбыра), Айрат Киреев (звукорежиссёр), Артур Сагадеев (бас-гитара), Алик Гараев (клавиши), Эмиль Гараев (звукорежиссёр), Радмир Исмагилов (перкуссия) и Аяз Нухов (кыл-кубыз).
Корр.: Как возникла идея организовать этно-группу?
Ринат: Я учился в школе в Мелеузе, параллельно ходил в музыкальную школу по классу курая. Мой первый учитель — Талган Нуриев — заложил мощный фундамент. Потом я продолжил обучение в Салаватском музыкальном училище, в Академии искусств. У меня всегда витала такая идея — донести курай до более широкого слушателя, не только в традиционной форме. Чтобы и молодежь могла послушать, чтобы совместить с этим инструментом современные направления в музыке. Когда я учился в училище, в коридоре однажды встретил гитариста Ильдара Нагаева. Он наигрывал какую-ту музыку, а я взял курай и стал ему подыгрывать. Что-то такое непонятное, но прикольное получилось, и мы решили продолжить. Мы в домашней студии записали первые композиции, потом поступило предложение принять участие в передаче «Волшебный курай», и с этого всё началось. Мы совмещали башкирскую музыку с другими направлениями, экспериментировали со звучанием. У нас тогда ничего не было — ни инструментов, ни костюмов, была только идея. Когда я переехал в Уфу, встретил Зульфара Ахметова из Молодежного театра, собрали коллектив, костяк. Первый сольный концерт мы дали в 2011 году в Уфе во дворце «Нефтяник». Тогда некоторые коллеги над нами смеялись: «Ааа, этно-рок по-башкирски, дурак что ли?!». Но сейчас их работа не выходит за рамки уфимских кабаков, а у нас изначально была другая цель.
Корр.: А сегодня у вас всё есть для творчества?
Ринат: Да, и инструменты, и костюмы, и возможности. У нас, кстати, два комплекта костюмов — один более народный, другой стилизованный под рок. Мы не можем сказать, что мы достигли огромных высот, но у нас есть победы, успехи, и у нас есть цели. Сейчас мы играем сольную программу, программу с Народным оркестром народных инструментов, с ансамблем имени Файзи Гаскарова, с шоу барабанов Splash. Также готовится выступление с Симфоническим оркестром Национальной Гвардии России, уже была первая репетиция. Мы объездили всю Россию, Европу, Азию. Этно-музыка начала нам приносить не только удовольствие, но и деньги.
Корр.: Как зрители во время концертов реагируют на вашу музыку? Всё-таки, этно-музыка – это не самое «распиаренное» направление сегодня.
Ринат: У нас это только начало развиваться. Это, наверное, в будущем станет одним из самых популярных направлений, потому что сейчас делают всё «этно» – этно-продукты, этно-кружки, этно-одежду. На мой взгляд, такое возвращение к истокам происходит потому, что для создания чего-то нового нужно попотеть. Столько всего уже придумано, что сделать что-то уникальное сегодня очень тяжело, а если добавить ко всему существующему национальный колорит, то получается уже совершенно новый продукт. Публика воспринимает нас хорошо абсолютно везде. Какую энергию ты направляешь в зал, такую и получаешь – если тебя накрыло, то накрывает всех, никто не может остаться равнодушным. Энергетика у этнической музыки очень мощная – она передавалась из уст в уста веками, в ней есть религиозное звучание, в ней заложена частичка самого народа. В какой бы стране, в каком бы городе мы не исполняли свою музыку, этот неповторимый национальный колорит, и в особенности курай, делают своё дело.
Семён, вы являетесь единственным участником группы, у которого нет башкирских корней. Каково вам играть в группе?
Семён: Здорово. Никакого дискомфорта я не чувствую, и мне всё очень нравится. Это необычный опыт для меня, на самом деле. Когда я пришёл в группу, мы ни разу вместе не репетировали. Ребята только приехали из Мексики, и мы сразу же поехали в Баймак на следующий концерт. Я ни с кем из них не был знаком, только со звукорежиссёром Айратом Киреевым. Мы с ним посидели, песни поразбирали, но на саундчеке я понял, что от этого толку было мало. В общем, пришлось за два с половиной часа разучить 12 песен, и естественно в первый раз получилось не очень хорошо.
Ринат: Нормально всё получилось. Мы просто уже привыкли к переменам в составе группы, но у нас есть основной костяк, который подхватит и поддержит в любой момент. Барабанщиков в принципе в Уфе не так много, и все они одновременно играют в нескольких коллективах. Семёну удалось влиться в нашу атмосферу. Чтобы играть на одной волне, недостаточно одних репетиций – надо пообщаться, познакомиться. В конечном итоге, публика воспринимает не то, что ты правильно сыграл или нет, а энергетику, которая исходит от всей группы.
Какие планы на будущее у «Аргымака»?
Ринат: В этом году у нас запланирован тур по России с праздником курая, а также большой сольный концерт. Таких выступлений у нас давно не было в Уфе, поскольку в последние годы мы были в разъездах. У нас изначально была такая цель, чтобы наше имя пришло извне – сначала поездить по миру, познакомить другие народы с нашей музыкой, а затем вернуться сюда. И мне кажется, у группы это получилось.